Не забывайте 1389−й

Своих проблем хватает и Белграду. Государство находится в серьезном политическом кризисе. Выигравшие январские парламентские выборы партии чуть было не сорвали отведенный им конституцией 90−дневный срок на формирование правительства, поскольку ни одна из них не имела возможности сколотить кабинет самостоятельно. В случае опоздания стране предстояли бы новые выборы плюс полная политическая и экономическая неразбериха. Тем не менее за Косово, являющееся лишь источником дополнительных неприятностей, сербы держатся из последних сил.
О многом опять-таки говорят разрисованные стены. Надписи «В НАТО — нет!» можно увидеть по всей стране. Сербы хорошо помнят натовские бомбардировки, спровоцированные все тем же косовским конфликтом. На разрушенном здании министерства обороны в центре Белграда нет лозунгов «Не забывайте 1999−й!». Нет и мемориальной доски, объясняющей, что произошло и кто виноват, как на сараевской библиотеке. Тот, кто впервые попал в сербскую столицу, не сразу разберется, в чем дело. То ли это заброшенная стройка, то ли незаконченный снос. Но, заметив любопытство иностранцев, пожилой человек показал рукой на развалины и на плохом английском сказал: «НАТО. Бомбы. Девяносто девятый».
Впрочем, у некоторых память покороче. И не только у властей страны, стремящихся к вступлению в Североатлантический альянс. Даже грустный памятник погибшим во время бомбежек детям на площади Ташмайдан с лаконичной надписью «Мы были просто детьми» на многих уже не производит впечатления. «О! Я не обращаю внимания на политику», — говорит Ружица, хозяйка галереи в Белграде. А узнав, что ее собеседники русские, тут же сказала: «Я очень люблю Россию, но и Америку тоже люблю»…
И снова о граффити. Вся столица пестрит надписями: «Мы не отдаем Косово!», или же «Мы не отдаем Косово!» и год — «1389», или же без слов, одна дата: «15.06.1389». Дата, которая имеет особое значение в истории Сербии. В этот день произошла знаменитая битва на Косовом поле. Тогда, несмотря на значительное численное превосходство врага, сербский царь Лазар принял бой с турецким султаном Мурадом I. Лазар проиграл и погиб сам, но сербы помнят этот эпизод не как поражение, а как символ самоотверженности и храбрости своих предков.
О чем думали сербские войска, видя перед собой огромную турецкую армию шесть веков назад? Возможно, о том же, о чем думают тысячи их потомков, прежде всего те, кто остается в Косовском крае. Одни о том, что идти больше некуда. Другие о том, что «нет Сербии без Косово и Метохии!» Этот лозунг был особенно популярным некоторое время назад, когда плакаты с ним и с фотографиями зверств косоваров висели и у столичной соборной церкви, и на стенах многоэтажек в новом Белграде, и в старом австро-венгерском районе города Земуна. Сербы опять в меньшинстве, опять принимают бой со значительно превосходящими их силами и, скорее всего, снова проиграют.

0 Comments: